p_d_m (p_d_m) wrote,
p_d_m
p_d_m

Categories:

Суперракета Bendix AAM-N-10 Eagle и ее друзья

Ракета американской фирмы Bendix AAM-N-10 Eagle - первая УР класса "воздух-воздух" большой дальности. Так и осталась на бумаге, хотя имела хороший шанс воплотится "в металле".



В 1957 году в ВМС США решили, что для борьбы с советскими двухмаховыми бомбардировщиками (и ПКР конечно тоже) нужен принципиально новый комплекс системы ПВО АУГ. Компоненты этого комплекса: новейший палубный самолет ДРЛО и управления (W2F-1 Hawkeye, позднее переобозначенный в E-2) и барражирующий истребитель-перехватчик, программа которого именовалась FAD (Fleet Air Defence Aircraft). FAD задумывался оснащенным мощной РЛС и суперракетой - дальней УР "в-в".

Первым был объявлен конкурс на ракету и выиграла его фирма Bendix, субподрядчиками которой стали Grumman (планер) и Aerojet (двигатель). Победа состоялась в декабре 1958го. Декларируемые ТТХ УР на уровне современников поражали воображение: дальность - 100 морских миль (в теории - и до 160nm), скорость - 4,5М.

1. Рисунок...


2. ...и таблица дают наглядное представление об отрыве Eagle от современных ему УР класса "воздух-воздух".


Наведение - на начальном этапе полета ракеты осуществлялось командами с самолета, затем - РЛС самой ракеты. Ракета - двухступенчатая, первая ступень со складными поверхностями разгоняла её до 3,5М, затем следовал полет по инерции и запуск основного двигателя. Тот разгонял уже до 4,5М. Оба двигателя на твердом топливе. Боеголовка - фугасная, подразумевалась возможность установить малогабаритную ядерную W-42

ТТХ

Длина: 3,52м без ускорителя, 4,9м с ускорителем (1,38м - длина ускорителя соответственно)
Размах поверхностей: 0,82м, 1,27м (для ускорителя)
Диаметр: 0,36м, 0,41м (для ускорителя)
Вес: 295кг, 287кг (ускорителя)
Скорость: 4,5М
Потолок: 30000м
Дальность: 180км


Через год начался конкурс на сам носитель ракет FAG. приняли в нем участие шесть фирм, некоторые не с одним проектом:
Boeing, Model 835
Chance Vought, Model V-434
Douglas, базовая Model V-766 и "запасная" V-790, базирующаяся на A3D-2 (это тот самый, который Skywarrior)
Grumman, Model 128E - основной вариант, A2F-1 (Intruder) с ТВД, и альтернативный, тот же A2F-1 с ТРД J52
McDonnell, Model 153A
North American. Два варианта: Model CL-4166 и "истребительная" версия A3J-1 (Vigilante).

Опустим хорошо известное теоретическое обоснование "дозвуковости" FAD'а. Хотя нет, замечу что фактически это была всего лишь долголетающая платформа для ракет и радара, которая должна была болтаться на удалении 100-150nm от авианосца 10 часов кряду на высоте в 10,5км (35000ft). Радар кстати планировался непростой. Главная фишка самолета - РЛС AN/APQ-81 (не путать с современным AN/APG-81 что планируется ставить в F-35), диаметр антенны очень приличный - 1,5м; понятно, что это наложило отпечаток на внешний вид проектов - они все получились толстоносатыми. А весьма специфические и нехарактерные для эпохи "стремительных серебряных игл" ТТХ обусловили консервативность и грузность форм проектов всех конкурентов.

ТТХ AN/APQ-81 для тех, кому они интересны и понятны все англоязычные термины
Источник

Targets tracked simultaneously: 16
Frequency: C band
Average power: 2 kW (to be increased to 5kW later)
PRFs: 65kc/s, 11/10ths of 65kc/s, 11/9ths of 65kc/s
Aerial diameter: 60 in
Beamwidth: 2.5 deg
Range gates: 10
Scan limits: +-60deg in azimuth, +48 to -40deg elevation.
Frame time: 2 sec
0.3sec (2 x 0.15 sec) turnaround time, of which each half is used to transmit guidance commands to missile.
Aerial search: 30 deg x 5deg
Scan pattern: 2 bar scan
time on target: 60-70msec
Number of filters: 10 x 2 x 30
Maximum unambiguous range: 112nm
Target range rate: 215 - 2900 knots
Target altitude: 0-100,000ft
Range, 90% probability on 5 sq m target: 72nm

IBM 704 computer. Reflex klystron oscillator with 4 cavity klystron amplifier.


Собственно проекты:
Boeing
Model 835. Различные варианты компоновки. Который из них выставлялся на конкурс - история умалчивает.

3.


4.


5.


6.


Chance Vought
Vought V-434 Missileer

7.


8.


Grumman
Несколько предварительных вариантов:

9. Низкоскоростной, на базе S2F/W2F


10. Дозвуковой скоростной. На основе "Интрудера".


11. Сверхзвуковой. База - XF12F.


McDonnell
Model 153A

12.


13.


Douglas

14. Model 790, "запасной" вариант.


Конкурс выиграла фирма Douglas со своим проектом, явно преемственным с F3D Skyknight. Был подписан контракт на производство 120 истребителей F6D Missileer. Однакож в декабре 1960го программа была заморожена, а в апреле 61го - окончательно закрыта. "Ракетчик" (или "Ракетоносец", если хотите) почил в бозе.

15.


16.


17. Альтернативные варианты вида проекций (открывабельно).
               

18. По-видимому предполагалось, что F6D сможет таскать и 8 УР.


19.


Все же один самолет побывал чуть-чуть "Миссайлером". Это A3D-2P s/n 144825, перестроенный в 1959(60?)году в летающую лабораторию для отработки систем F6D.

20.


Немного лирических рассуждений.
В букварях обычно пишут что от "Миссайлера" отказались в пользу более универсального самолета, которым стал (но гораздо позже) F-14 Tomcat. Черт его знает, но особой универсальности в Томкэте как то не особо видно. Ударные задачи он первоначально выполнять не мог. А за возможность вести воздушный бой на дистанциях, отличных от дальних, пришлось заплатить большую цену, как в буквальном, так и в не очень, смыслах.
К тому же между "Ракетоносцем" и "Котом" был еще F-111, фетиш тогдашнего министра обороны МакНамары (McNamara), который продавливал его и во флот (F-111B). Так что возможно дело не только в стремлении к "универсальности", но и в стремлении к "унификации".

Ну и наверное никак не обойтись без традиционной в рассказе про F6D фразы: труд не прошел даром - AAM-N-10 Eagle наследовала AIM-54 Phoenix, радар послужил базой для последующих разработок мощных РЛС, двигатель P&W TF30, разрабатываемый для F6D, стоял потом на F-111, F-14, A-8.


Перспективы появления ракеты с выдающимися на тот момент характеристиками ввели в раж как военных чиновников, так и конструкторов авиафирм.
Несколько примеров... истребителей? под "Игл":

Land-Based Fleet Air Defence Aircraft.
Носитель Eagle'ов на основе P-3 Orion для базовой авиации флота, как понятно из названия. Должен был прикрывать свои базы, сопровождать конвои, защищать с воздуха десант и т.д.

21.


Или вот некий проект от Northrop от 1963 года - Multipurpose BLC Aircraft
Платформа для запуска баллистической ракеты, или транспортный самолет, или перехватчик уже вражеских баллистических ракет. В последнем случае вооружен арсеналом "Иглов" (или чем то подобным).

22.


23.


Источники
www.secretprojects.co.uk
www.designation-systems.net
www.flightglobal.com
up-ship.com
US Naval Fighters 1922-80

Tags: Авиация, США
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • BMW III -> АМ-47

    Идет Великая война, и в небе вовсю летают аэропланы. Летают они низко, потому что хотя известно уже и о приводных нагнетателях для авиамоторов, и…

  • Загадочный случай с бортом G-AIVL

    Британский Vickers VC.1 Viking ладный симпатичный самолетик. Очередной ответ на DC-3, еще военного времени, начал создаваться по программе развития…

  • Чтобыэтозначило? С якорями!

    Четыре картинки из архива SDASM. Дата одного из снимков - 1926, подписи невнятные, что-то типа "anphibian hook" и "axle arrest hooks". Что это?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments