p_d_m (p_d_m) wrote,
p_d_m
p_d_m

Categories:

Некоторые замечательные самолеты Fleet Air Arm 40хх годов




Великобритания вступила во Вторую Мировую войну с весьма странным и пестрым набором авианосцев. Здоровый тихоходный Eagle с 20ю самолетами на борту, неудачный Hermes, архаичные многострадальные Glorious'ы и Furious. Замечательный Ark Royal был построен в единственном экземпляре, а жаль, корабли этого класса могли вполне стать костяком британских авианосных сил, подобно американским Essex'ам, Адмиралтейство как известно решило строить весьма специфические Illustrious'ы и "вспомогательный" авианосец Unicorn.

Зато в годы войны британцы нагромоздили громадье планов, некоторые из которых даже были реализованы, частью правда гораздо позже и в новом качестве (см. Ark Royal например).


Четвертый авианосец класса Audacious - Afrika - перезаказан в 1944 как четвертый корабль класса Malta

АВ классов: Malta, Centaur, Colossus.


Не менее амбициозными были и программы по населению авианосцев различными типами палубных самолетов. С ними кстати дела у UK перед войной обстояли тоже не лучшим образом - конструкции были консервативными, а концепции - спорными. Новые спецификации на "палубники" правда тоже включали эксклюзивно британские типы самолетов.
Собственно спецификации Министерства Авиации Великобритании с 1940 по 1949 год для палубной авиации Fleet Air Arm (FAA - Авиация флота).



А вот спецификации по типам самолетов. Воистину размах впечатляет, поставить все на какой-нибудь "малосамолетоемкий" Illustrious - и будет "каждой твари по паре". Безусловно это не все спецификации, а по-видимому лишь те, разработка по которым продвинулась дальше чертежей на кульманах.

Истребитель (истребитель-бомбардировщик, истребитель-торпедоносец, и т.д.)- 13
Ударный самолет (торпедоносец, разведчик-торпедоносец и т.д.) - 3
Реактивные самолеты - 5
Самолет ПЛО - 2


Кстати, посчитаем "тварей": численность палубных самолетов всего авианосного флота Великобритании в случае строительства намеченных авианосцев была бы почти 1900 аэропланов. Это без учета экскортных (в т.ч. американских лэнд-лизовских) и MAC-шипов, от них в Великобритании довольно споро избавились после войны. До начала 1939 года все авианосцы Royal Navy совокупно вмещали менее трехсот самолетов.

Собственно наконец то о спецификациях и о самолетах, созданных или нарисованных по ним. О самых примечательных, редкоописываемых и интересных.


Folland Fo.116
Спецификация E.28/40.


Спецификация предусматривала создание экспериментального самолета, целью эксперимента было подтверждение возможности взлета-посадки тяжелого самолета с палубы. Подразумевалось, что на его базе в дальнейшем возможно будет создать полноценный боевой самолет: торпедоносец, бомбардировщик и разведчик.
Основная фишка, ради которой создавалась спецификация, было крыло с развитой механизацией и с изменяемым углом атаки. Кстати, по спецификации, выпущенной ранее (S.24/37) создавался Supermarine Type 322 Dumbo так же с крылом с переменным углом установки.

1. Fo.116.


Крыло Фолланда могло менять угол установки от 4 до 79 градусов, это на стоянке естественно, для последующего складирования в ангаре. В полете - от 4 до 15 (Supermarine 322 от 2 до 15). "Крутилась" конструкция крыла на сферическом подшипнике с помощью электропривода. Как и Dumbo самолет Фолланда был трехместным высокопланом с неубирающимся шасси.
Двигатель - радиальный воздушного охлаждения Bristol Centaurus III в 2400 л.с.. А по рисунку и не скажешь - весьма затейливо закапотировали этот в общем довольно здоровый двигатель аж 1400мм в диаметре.

2. Механизация крыла самолета.


Если Supermarine Type 322 Dumbo был построен в двух экземплярах и один из них летал аж до конца 40хх, то от проекта Fo.116 отказались в 1943 году, первый самолет-прототип остался незаконченным.

ТТХ

Длина - 13,4м
Размах крыла - 15,9м.
Максимальный взлетный вес - 8280кг
Максимальная скорость - 423км/ч
на высоте - 3000м
Крейсерская скорость - 370км/ч
Дальность - 1290км
при запасе топлива в 1637л


3.



Short Sturgeon
Спецификация S.11/43.


Sturgeon - двух/трехместный двухдвигательный разведчик/разведчик-бомбардировщик. Замечательны были винты у "Осетра" - маленького диаметра, да еще и соосные. Причина такого решения - требования на максимальную ширину самолета при сложенных крыльях, она не должна была превышать 6 с копейками метров (20ft.). Ограничение определило расстояние между мотогондолами, ширину фюзеляжа, а следовательно и диаметр винтов.

1. Развивающая игра "Скукож Осетра"


Своеобразным был набор вооружения: два 12,7мм пулемета вперед, одна 454кг или пара 227кг бомб в фюзеляжном отсеке или глубинные бомбы. Как ни странно, но ни в спецификации, ни в [1] об Sturgeon'е как о торпедоносце ничего не сказано, торпедоносцем он по-видимому не являлся, во всяком случае в первоначальном варианте. Получается, что ближайший аналог этого элегантного англичанина - Nakajima C6N Saiun, а не какой-нибудь американский толстяк "Эвенджер". Разведывательное оборудование - три камеры, возможно было размещение радара в носовой части фюзеляжа при модификации. При вылете на визуальную разведку на борт брался третий член экипажа.
Sturgeon имел вполне приличные взлетные характеристики - разбег 60м при встречном потоке 27уз и весе самолета в 8600кг, в районе корня крыла предусматривалось крепление реактивных ускорителей.

2.


Первый полет самолет совершил в июне 1946, первая посадка на авианосец Implacable - июнь 1948. Дальнейшая судьба "Осетра" достаточно хорошо освещена - он тянул лямку как буксировщик мишеней - традиционная судьба британских самолетов-неудачников. Построено 28 машин (S.Mk I - 3 штуки, TT.2 - 25).

ТТХ Short Sturgeon S.Mk I

Размах крыла - 18,17м
Длина - 13,64м
Высота (в сложенном состоянии) - 4,88м
Площадь крыла - 52,06м2
Максимальный взлетный вес - 9843кг
Максимальная скорость - 690км/ч
Крейсерская скорость - 580км/ч
Потолок - 11095м
Максимальная дальность - 2685км
при 2727л топлива


3. Все Sturgeon'ы на одной картинке


4.



Armstrong Whitworth A.W.54
Спецификация S.11/43.


Конкурент самолета от Шорт, т.е. разведчик, разведчик-бомбардировщик. Известно что это был двухдвигательный высокоплан с толкающими винтами.

ТТХ

Двигатель: 2 х R.R.Merlin 26
Размах крыла: 17,98
Площадь крыла: 46,45м2
Вес: 9072кг
Максимальная скорость: 531км/ч на высоте 2895м


В A.W. рисовали и прорабатывали реактивный вариант аэроплана по той же спецификации - A.W.64A.

1.


ТТХ

Двигатель: 2 х Metropolitan-Vickers F.3
Размах крыла: 16,76
Площадь крыла: 49,24м2
Длина: 13,26м
Вес 8618кг
Максимальная скорость 724км/ч



Fairey Spearfish
Спецификация O.5/43.


Spearfish - все в одном флаконе. Это и торпедоносец, и пикирующий бомбардировщик, и дневной/ночной разведчик и "шадоуер" (наблюдатель и преследователь кораблей противника) и патрульный противолодочный самолет. Очередное чудачество англичан одним словом.

1. Fairey Spearfish и Fairey Firefly.


Солидный вышел самолет, крупнее его среди одномоторных палубников с поршневым двигателем разве что монструозный Douglas XTB2D Skypirate. И напичканный передовыми фичами: радаром ASV и дистанционно управляемой стрелковой установкой с двумя 12,7мм пулеметами. Еще два курсовых пулемета того же калибра размещались в крыле. Торпеда укладывалась в емкий фюзеляжный бомбоотсек, там же монтировалась трапеция для вывода из бомбоотсека 906кг бомбы в пикировании из плоскости вращения винта. Экипаж при этом всего два человека.
Еще про вооружение: под крыльями предполагалось размещать 16 НУР RP-3. В бомбоотсеке кроме торпеды или 2000фунтовой бомбы могли находится и четыре бомбы по 227кг, или даже глубинные бомбы.

2.


Естественно для такой махины нужен был мощный двигатель.Этим двигателем стал Bristol Centaurus серий 58, 59, 60 мощностью в 2650л.с.
Крыло было со здоровыми закрылками Янгмена, воздушные тормоза также располагались на крыле. Интересная особенность - стойки шасси убирались в полете от фюзеляжа в складывающиеся (на стоянке естественно) консоли. Вынужденная мера - в центроплане размещались топливные баки.

Построено 5 самолетов. Причина отказа от строительства серии - слишком сложный и дорогой при не слишком впечатляющих летных характеристиках.

ТТХ

Двигатель Centaurus C.E.58
Мощность на взлете (с вспрыском метанола) - 2800л.с.
мощность на высоте 4267м - 2320л.с.
Размах крыла - 18,36м
со сложенными консолями - 5,94м
Длина - 13,59м
Площадь крыла - 60,11
Взлетный вес (с торпедой) - 9989кг
Емкость топливных баков - 1860л
Максимальный объем топлива - 2678л
Максимальная скорость
на высоте 0м - 422км/ч
на высоте 4267м - 470км/ч
На высоту 3048м за 7мин 45с
на 6096м за 19мин 15с
Потолок - 7260м
Дальность - 1670км
Время в полете - 5,3 часа


3.


4.



Fairey O.21/44
Спецификация O.21/44.


Развитие Spearfish'а, с двумя Мерлинами в фюзеляже с приводом через валы к соосным винтам. Расположение двигателей и пилота причем несколько нетипичные, что видно из картинок. Назначение и вооружение - все то же самое, что и у "Марлина".

1. Два профиля Fairey O.21/44 от flitzer'а





За этим самолетом последовал Project A/Project B - одноместный истребитель с Мерлинами (Project A) или Гриффонами (Project B).

2.


Собственно из этих двух проектов машин родилось будущее чудо FAA - самолет ПЛО Fairey Gannet.


Источники:
1. www.flightglobal.com
2. British Naval Aircraft Since 1912 (Putnam Aeronautical Books)
3. Armstrong Whitworth Aircraft 1913 (Putnam's British aircraft)
4. www.secretprojects.co.uk
5. www.century-of-flight.net
6. en.wikipedia.org
...

Tags: Авиация, Великобритания, Море
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments