p_d_m (p_d_m) wrote,
p_d_m
p_d_m

Categories:

Чернокожие в RAF

Не сказать что чернокожие авиаторы сыграли хоть сколь-нибудь заметную роль в истории RAF во Второй мировой, но они были. И кое-что можно о них рассказать.
Вообще никакой расовой дискриминации в Британии официально не было, однако в ВВС Великобритании до 1939 года действовало правило о наборе "British subjects of pure European descent" ("Британские подданные чисто европейского происхождения"). Каков был его правовой статус непонятно, видимо это было негласный порядок, но в октябре 1939 т.н. colour bar был отменен официально по RAF, в июне 44го подтвержденным еще более строгим, секретным и только для офицеров, приказом о проверке ими (вышеозначенными офицерами) любого случая дискриминации по цвету кожи.
Открытие этой возможности вызвало особый энтузиазм у чернокожего населения Вест-Индии. Видимо ребята (и немножко, восемь десятков, девчат) пошли по стопам первого пилота-негра в RAF William Robinson Clarke родом с Ямайки, немного полетавшего и повоевавшего в 1917ом. Около шести тысяч вест-индийцев пошли добровольно в ВВС. В количественном отношении большинство было с Ямайки (3700), непропорционально количеству населения много было выходцев с Тринидада. Для самих черных служба была и актом патриотизма (как ни странно), и как способ вырваться из атмосферы тропической рутины, и для того чтобы подняться по социальной лестнице. Добровольцами шли не только дети местной черной элиты, но и ребята из семей со скромным достатком - благо уровень грамотности в британских владениях Вест-Индии был высоким среди всех слоев населения. Причем в RAF черные не только красили траву на аэродроме или таскали ведрами компрессию - таких насчитывалось около 5500 душ, но и летали на "Ланкастерах" и "Галифаксах" штурманами и радистами, пилотировали "Спитфайры" и "Тайфуны" - это примерно 400-500 человек. Обычный путь кариба выглядел как-то так: пароходом на свои кровные до Англии, зачисление в RAF, обучение в кузнице британских летных кадров - Канаде, дообучение где-нибудь в Шотландии или в Северной Англии, в середине 44го боевая служба в сквадроне на территории Метрополии. Один-два боевых тура по 30 вылетов каждый, в послевоенное время может быть обучение в Британии и овладение хорошей профессией, возвращение на родину. Несмотря на толерантность как со стороны авиационного командования, так и со стороны местного населения негров из летного состава все же старались поместить в особые условия: или он был единственным чернокожим среди членов экипажа четырехмоторного бомбера, или пилотом одноместного истребителя. Пересказывая фразу одного из вест-индийцев: "один негр - это милота и добро от всех белокожих аборигенов, два негра - это терпимо, три или более - это начало расизма". Были конечно и эксцессы - например, надо было додуматься послать черных в родезийский сквадрон...

Flight Lieutenant Authur Stanley Wint - офицер RAF, олимпийский призер и доктор.


Наиболее известный карибский авиатор это наверное Эррол Бэрроу (Errol Barrow), первый премьер-министр Барбадоса. С 31.12.40 в ВВС Великобритании, с ноября 44го в 88sqn, выполнил 45 боевых вылетов штурманом на "Ланкастере". После войны был личным штурманом маршала Королевских ВВС сэра Sir William Sholto Douglas, командующего авиацией в занятом британцами секторе Германии.
Authur Stanley Wint. Пришел в RAF уже юным спортсменом, на учебе в Канаде закрепил успех как легкоатлет-бегун. Выучившись на пилота попал обратно в Великобританию, но летал ли он в бой - непонятно. Зато после окончания войны получил стипендию и выучился в Британии на медика, переехал обратно на Ямайку и стал известным доктором. При этом попутно выступая в Олимпийских играх и завоевывая золотые (две) и серебряные (тоже две) медали для родной Ямайки.
Про John Jellicoe Blair с Ямайки на BBC в 90х сняли документальный фильм. В 1944 году совершил 33 боевых вылета штурманом на "Галифаксе". Из RAF ушел в 65ом.
William Arthur Watkin Strachan. Тоже с Ямайки, весьма талантливый авиатор. Прошел обучение на стрелка-радиста, в 1941ом тридцать вылетов на "Веллингтоне" 99sqn, переучивается на пилота и в 1942 совершает еще "полтура" на "Ланкастере" из 101sqn - на 15ом вылете у него происходит нервный срыв и далее он служит на штабных должностях в Метрополии.
Не все у всех сложилось так хорошо. Вот например парень Барбадоса - James Joseph Hyde, пилот Spitfire IXE из 132Sqn. Погиб в бою с немцами в конце сентября в районе Неймегена. Collins A. Joseph с Тринидада, служил в 130Sqn, тоже летал на Спитфайре, погиб 31/12/44 в боевом вылете где-то в районе Аахена.

Flight Sergeant Collins Alwyn Joseph


Карибские негры поучаствовали в ВМВ - и они молодцы. Многие из них приобрели хороший трамплин для успехов в дальнейшей мирной жизни. Всего карибчане из Королевских ВВС получили 103 награды за хорошую службу.

Обширные африканские владения Королевства также поставили несколько тысяч чернокожих в RAF, около 5200 человек. Служили в основном выходцы из Нигерии, Ганы, Сьерра Леоне и Гамбии. Небольшая их часть пошла по стопам вест-индийских коллег и стала учится на летчиков.

Flying Officer Akin Shenbanjo, экипаж Галифакса с именем собственным "Black Prince". Командир - канадец Jimmy Watt.


Интересна судьба Johnny Smythe из Сьерра-Лионе, который обучился на штурмана, был определен на бомбардировщик Stirling III в 623Sqn. На 28ом ночном вылете его самолет был атакован истребителями, Джонни получил несколько ранений, и он, офицер RAF был взят озадаченными и удивленными немцами в плен. Отправлен в офицерский лагерь для летчиков в Померании, участвовал там в клубе по подготовке к побегу, но сам бежать опасался - почти двухметровый негр наверняка привлек бы внимание. Из концлагеря был освобожден в 45ом советскими войсками: "И русский офицер обнял его и дал ему водку" (с). Неприятно поразила Смайта сцена, свидетелем которой он стал - "изъятие" советскими солдатами имущества молодой симпатичной немки. После войны получил юридическое образование и занимал государственные должности в Сьерра-Лионе.
Нигериец Akin Shenbanjo был знатного происхождения - сыном местного князца. Попал в RAF после Битвы за Британию, обучился на стрелка-радиста. В 76Sqn прошел два "тура", летая на "Галифаксе", которому было присвоено имя собственное "Black Prince". Затем летал в транспортной авиации, получил звание Flt Lt, одно время был личным водителем Георга VI. После окончания летной карьеры выучился на топографа, в Нигерию не вернулся.
Tags: Авиация, Великобритания, История
Subscribe

  • Загадочный случай с бортом G-AIVL

    Британский Vickers VC.1 Viking ладный симпатичный самолетик. Очередной ответ на DC-3, еще военного времени, начал создаваться по программе развития…

  • Чтобыэтозначило? С якорями!

    Четыре картинки из архива SDASM. Дата одного из снимков - 1926, подписи невнятные, что-то типа "anphibian hook" и "axle arrest hooks". Что это?…

  • In

    Еще немного занимательного (или как получится) авиационного материаловедения. К подшипникам в поршневых авиадвигателях предъявляются высокие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment