p_d_m (p_d_m) wrote,
p_d_m
p_d_m

Category:

Польские альтернативы. PZL M-7 STN и PZL M-16

Давным-давно был пост про интересный польский проект сверхзвукового УТС/легкого истребителя TS-16 (TS-13) Grot. Совершенно случайно получилось что в пару ему досталась австралийская бесхвостка CAC CA-31. Сейчас однако можно употребить мем про "Совпадение?-Не-думаю", ибо параллельки между "ляхом" и "осси" все-таки имеются, хотя и довольно призрачные. Ибо восемь лет назад не было внятной доступной информации об альтернативе "Грота" - проекте PZL M-7 STN, который довольно сильно (с учетом немногочисленности проектов УТС-бесхвосток) походил на австралийца.



"Грот", чья разработка началась в середине 58го, появился благодаря Тадеушу Солтыку, главному авиаконструктору послевоенной Польши, долгое время возглавлявшему КБ при Институте авиации в Варшаве. Проект бесхвостки народился в WSK PZL Mielec, т.е. первый проект появился в аналоге советского ЦАГИ, а второй - в заводском КБ. Буквы да цифры в названии машины PZL M-7 STN означают: PZL M-7 - седьмая модель от нового послевоенного PZL, STN - Samolot Treningowy Naddźwiękowy, Самолет Тренировочный Сверхзвуковой. Вел самолет инженер Anatoliusz Inowolski (?), знак вопроса причем не мой - а польских авторов, т.е. как-то есть сомнения у самих поляков кто работал над проектом. Что навевает на мысль об очень низком приоритете конкурента TS-16-го и небольшом авторитете конструктора.

1. PZL M-7 STN


Проектирование "бесхвостки" началось в 59ом. Была сделана моделька самолета, которую повезли обдувать в Варшаву в Авиационный институт. На этом все и закончилось - в 1960 году приз был отдан "Гроту". Про самолет известно немного: двигатели - те же ТРД SO-2 с тягой 1000кг и 1500кг на форсаже. Длина - 13 метров, а размах крыльев - 7,2м, да и то не точно.
Почему была выбрана для УТС схема "бесхвостка"? Загадка! С австралийцем все ясно - на нем планировали тренировать пилотов для "Миражей-третьих". У поляков был когда-то в 52 или 54 году чисто "салфеточный" FM-13 Delta, чрезвычайно напоминающий британский Avro 707, но конечно в в конце 50х вряд ли кто его воспринимал всерьез - так что выбор такой схемы для проекта из Мельца может служить еще одним доводом в пользу вывода о несерьезности проекта.



Ну и чтобы "два раза не вставать" - кратко о PZL M-16, наследнике то ли "Грота", то ли "Искры" (УТС PZL TS-11 "Iskra). Подробно о нем не получится - информации о M-16 немного. Проектирование началось в начале 70х в WSK Mielec под руководством Edward Marganski, предусматривалось создание двух вариантов - двухместного УТС и одноместного истребителя/ударного самолета. По планам машины могли появится в строю уже в 83 году. Если бы удалось решить проблемы с двигателем - не было подходящих тягой в районе 1500-1800кг. Планировалось или сделать свой такой, он получил бы обозначение SO-16, или купить лицензию у британцев на Rolls-Royce Viper.
Работы шли все семидесятые годы, с 75го проект значился как Iskra-2, с 77го - Iskra-22. Результатом этой неторопливой деятельности стало появление в середине 80х неудачливого PZL I-22 Irida.

2. PZL M-16




3. FM-13 Delta


4. PZL M-7 STN


5. PZL M-16


Источники: www.samolotypolskie.pl, www.konstrukcjeinzynierskie.pl, ...
Tags: Авиация, Польша
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment