p_d_m (p_d_m) wrote,
p_d_m
p_d_m

Categories:

Летающая практичность. Frye Safari

 


William John "Jack" Frye фигура в американской авиации известная, как-никак один из основателей TWA - его даже в фильме Скорсезе "Авиатор" показали. Был он отменным пилотом и баловался авиаконструированием - например принимал участие в создании DC-3 и тримотора Northrop N-23 Pioneer (он же YC-125 Raider). В 1955ом Фрай создает в Fort Worth, Техас, свою собственную авиафирму Frye Corporation и набирает в нее штат сотрудников. Там был D. W. Tomlinson, бывший "вице-президент по разработкам" (VP Engineering, чтобы не значила эта должность) той же TWA, позже он побывал заместителем командующего "Берлинским мостом", и G. W. Vaughn, бывший президент Curtiss Wright Corporation. В число 50и инженеров Frye Corporation входит Kurt Weil, один из создателей Ju 52, покинувший Германию еще до начала Второй мировой. Компания подобралась именитая! Плодом труда фирмы стал Frye Safari - четырехмоторный высокоплан грубоватого вида. Основная его миссия, ну да, правильно, DC-3 replacement. Первые итерации, показанные в 1955, были с неубираемым шасси, к 1956 внешний вид "Сафари" существенно облагородили. Предлагалось две модели: Frye F-1 с четырьмя поршневыми двигателями умеренной мощности, и Frye F-2, с двумя ТВД и двумя дополнительными ТРД, которые использовались при взлете и наборе высоты.

ТТХ 
Frye F-1, 1955

Размах крыла, м   29
Длина, м   26,43
Высота, м   10,49
Площадь крыла, м2   125,4    
Двигатели: четыре Pratt & Whitney R-1340-S1H1-G Wasp по 600л.с.
Вес нормальный взлетный, кг   13607
Скорость максимальная, км/ч   274
 крейсерская, км/ч   241
 сваливания, км/ч   89
Разбег, м   274



Фрай декларировал что нужен дешевый в эксплуатации самолет, простой, надежный, предназначенный для работ в небольших аэропортах и гибкий в использовании - легко конвертируемый в транспортный, пассажирский или смешанный варианты. Он обещал что стоимость километра полета самолета будет равна километру пути грузовика или автобуса. "Сафари" отличало от прочих наличие большого носового грузового люка, в хвостовой части был еще и второй, бортовой. Вообще транспортная составляющая в самолете являлась совсем не второстепенной - была разработана фирменная док-станция, система специальных поддонов, проложены роликовые направляющие, продольные и поперечные, для перемещения этих поддонов. Все пассажирские сиденья могли легко демонтироваться, как и перегородка, которую можно было поставить при эксплуатации машины в смешанном варианте - для отделения пассажирского салона от грузового. И, конечно, низкая погрузочная высота плюс ровный пол давали бонусы для самолета. Если рассматривать уже бывшие в ЖЖ "дакотокиллеры" то больше всего по концепции "Сафари" похож на Douglas ATA-A1 Skybus, но был он существенно больше "Скайбаса" - в него вмещалось 51 пассажир. От основной массы американских самолетов аналогичного назначения нашего героя отличал прямоугольный в сечении фюзеляж. Механизация крыла включала двухсекционные закрылки и элероны с полотняной обшивкой, что довольно странно для в остальном цельнометаллической конструкции. Декларировалось что самолет с укороченным взлетом и посадкой. Самой фишкой "Сафари" был богато остекленный нос, через иллюминаторы которого могли глазеть шесть пассажиров сидящих на декадентском полукруглом диване. На каком самолете такое еще увидишь? Это ноу-хау на Frye именовали "vistaramic lounge". Бортовые иллюминаторы очень большие по площади (64 × 41 см) и с характерной формой a la Caravelle. Предлагался также бизнес-вариант салона, причем в двух вариантах: смешанный с грузовой кабиной и VIP-каютой, или весь целиком отданный под офис и места отдыха важных персон. В любых вариантах салон был негерметизированным.
Не самая стремительная аэродинамика и маломощные для относительно тяжелой машины двигатели делали ее тихоходной - скорость не превышала 300 км/ч. При этом убираемое шасси по желанию заказчика могло быть заменено на неубираемое - еще минус несколько десятков км/ч. В общем такой летающий трудяга, неспешно мотающийся по местным аэропортам с разнообразной нагрузкой из пассажиров, почты, грузов.

В 1957 году Фрай договорился о производстве самолета на заводе Грумман, к этому времени к самолету проявила интерес пара-тройка небольших региональных авиаперевозчиков: например Catalina Airlines заказала два аэроплана с возможностью купить позже еще два. Однако для развертывания производства самолета требовались немалые деньги - 15 миллионов долларов. При декларируемой цене одного "Сафари" в 350000 USD заказов было явно недостаточно, "светлое завтра" для фирмы Frye становилось все более и более призрачным. Окончательную точку поставила гибель Джека Фрая в автокатастрофе. которая случилась в конце января 59го.

ТТХ 
Frye F-1, 1956

Размах крыла, м   33,37
Длина, м   23,11
Высота, м   9,1
Площадь крыла, м2   125,4    
Двигатели: четыре Pratt & Whitney R-1340-S1H1-G Wasp по 600л.с.
Вес пустого, кг   11647
  максимальный взлетный, кг   20411
Скорость крейсерская, км/ч   283
 на высоте, м   1524
Дальность полета, км   1609
 с нагрузкой, кг   3629
Разбег, м   384

Помимо P&W Wasp "Сафари" мог оснащаться (с минимальными переделками) Wright R-1300 Cyclone, Alvis Leonides Major и даже турбовинтовым Lycoming T-53.

Вторая модель фирмы Frye F-2 как уже говорилось была с двумя ТВД - Rolls-Royce Dart, модификация RDa.7 Stage 2, и двумя ТРД - тип был не определен, в качестве примера назывался General Electric J85. Фюзеляж был растянут на 3,05м и вмещал теперь в различных вариантах компоновки салона 79, 73 или 65 пассажиров. Взлетный вес увеличился до 22680кг, крейсерская скорость (на одних ТВД, на высоте 3050м) - 380км/ч.

В 40х-50х Фрай работал с фирмой Helo, которая упоминалась в истории с GAC-100/CAC-100. Так что этот рассказ в какой то мере приквел к истории "сотки".




1. Frye F-1, 1955


2. Frye F-1, 1956


3.


4.


5.


6.


7. Носовая часть с панорамным окном.


8. Два варианта компоновки "летающего офиса".


9. Frye F-2


10.


11.


UPD.:12. Макет Frye F-1. 1956 год.


Источники: Flight, www.sedonalegendhelenfrye.com, www.secretprojects.co.uk
Tags: Авиация, США
Subscribe

  • Загадочный случай с бортом G-AIVL

    Британский Vickers VC.1 Viking ладный симпатичный самолетик. Очередной ответ на DC-3, еще военного времени, начал создаваться по программе развития…

  • Чтобыэтозначило? С якорями!

    Четыре картинки из архива SDASM. Дата одного из снимков - 1926, подписи невнятные, что-то типа "anphibian hook" и "axle arrest hooks". Что это?…

  • In

    Еще немного занимательного (или как получится) авиационного материаловедения. К подшипникам в поршневых авиадвигателях предъявляются высокие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments