?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Один самолет - три выдающихся пилота - А где-то идут космические войны
p_d_m
p_d_m
Один самолет - три выдающихся пилота
В так себе книжке "125 Years of Canadian Aeronautics A Chronology, 1840-1965" увидел эту фотографию. Подпись там была типа: "Lockheed 10E сэра Hubert Wilkins используемый зимой 37-38гг для поисков пропавших русских авиаторов". Ну и дальше пошло-поехало...



"Русские авиаторы" - это пропавший экипаж самолета С.А.Леваневского, вылетевшего 12 августа 1937 из Москвы на Аляску покорять перелетом Северный полюс. Как известно 13 августа, под вечер, самолет Леваневского пропал, и на его поиски ринулись с обоих берегов Северного Ледовитого. Не нашли до сих пор.
Сэр Вилкинс (1888-1958) - это не какой-то там британский аристократ, а обычный австралийский трудяга - фотограф и авиатор, участвующий во множестве экспедиций и перелетов на обоих полюсах, за что и получил рыцарство в 1928 году. После известия о пропаже экипажа Леваневского, 15 августа, Уилкинс получил просьбу от советского посольства поучаствовать в поисках. Он согласился, и уже 19 августа на купленной советским правительством через Амторг PBY-1 Catalina отправился на север Канады искать пропавший экипаж. 22го начались его и его команды первые поисковые вылеты из местечка Coppermine, затем из Aklavik'а. С началом зимы, в конце ноября 37го, Вилкинсу Советский Союз купил Lockheed L-10E Electra, поставленный на лыжи и с переоборудованным салоном, где вместо пассажиров размещались топливные баки. После такой модификации "Электра" могла летать на дальность до 4000 миль. Отдали за этот самолет относительно небольшую сумму - 45000 долларов.
Работая на СССР австралиец и его экипаж не волынили, из Аклавика, а позже из Barrow, Аляска, они залетали очень далеко и высоко, почти достигая Северного полюса и преодолевая тысячи километров и часов полета. Причем все это в условиях полярной ночи, низкой облачности, метелей и прочих радостей. До этого так интенсивно полярной ночью еще никто не летал. Понятно что шансы кого-то найти и спасти спустя столько времени были ничтожными, тем не менее советское посольство объявило Вилкинсу об окончании поисков только в середине марта 38го. По словам сэра Хуберта за время поисков он пролетел и просмотрел 170тысяч квадратных миль.

1. Lockheed L-10E Electra "USSR" N-214


2.


3. "Каталина" Вилкинса. Тут надпись правильная - URSS.


После завершения поисков "Электру" отправили в СССР, где она получила "кириллическую" регистрацию, превратившись из N-214 в Н214, странная надпись USSR (официальный код Советского Союза - URSS) сменилась на СССР. Передали ее в Главсевморпуть. В том же 38ом ее изучили в ЦАГИ, после чего вернули обратно полярникам. В мае 1939 этот самолет был разбит при посадке на аэродром НИИ ГВФ в Химках, в 1940ом окончательно списан.

4. "Электра" s/n 1065 с первой регистрацией NC16059.


5. Она же но уже как NR16059 Daily Express, модифицированная для дальних перелетов.


Надо сказать что борт N-214 имел еще до полетов Хуберта славную историю. Lockheed L-10E Electra с серийным номером "1065" была куплена Harold Stirling Vanderbilt, знаменитым яхтсменом, знаменитым игроком в бридж (ага, карточная игра) и попутно железнодорожным магнатом. Через несколько месяцев машина попала в издательство Hearst Publishing (вроде его тоже купил Вандербильт или кто-то из его клана), ей было присвоено имя Daily Express и в мае 1937 на ней был совершен исторический перелет, получивший даже собственное название - Anglo-American Goodwill Coronation Flight. Это был первый коммерческий трансатлантический рейс в оба конца - из Нью-Йорка в Лондон самолет вез фотографии знаменитого крушения дирижабля Гинденбург, из Лондона - фотографии коронации Георга VI. Издательство получило хороший профит на обоих концах рейса первым опубликовав фото этих событий. Пилотом "Электры" был знаменитый американский летчик Henry "Dick" Merrill, получивший за перелет награду Harmon Trophy, этакий "Оскар" для авиаторов. Вторым пилотом - Jack Lambie. По мотивам этого полета был снят фильм Atlantic Flight с обоими летчиками в главных ролях.
Немного позже Меррилл осуществил еще два таких же трансатлантических рейса.
Естественно машина была предназначена для сверхдальних рейсов и оснащена дополнительными топливными баками в салоне, так что к Вилкинсу попал уже подготовленный самолет.

Знаменитая американская пилотесса Amelia Earhart вылетела в свой последний рейс на "Электре" той же модификации L-10E с s/n 1055. У американцев есть какая то путанная маргинальная криптоистория о подмене бортов 1055 и 1065, подробности которой интересны разве что почитателям подобного жанра.

6. СССР Н214


Довольно яркой была история машины и в СССР. После изучения "Электры" s/n 1065 в ЦАГИ ее получил тоже знаменитый советский летчик Василий Михайлович Махоткин, известный например тем что вместе с Водопьяновым участвовал в увлекательном авантюрном приключении с официальным названием "Первая советская высокоширотная воздушная экспедиция". На американской машине Махоткин участвовал в экспедиционных полетах над Таймыром. Он же ее и убил, как уже говорилось, в мае 39го. В 1942ом (или 40ом?) Махоткин был арестован и помещен в шарашку к Бартини на 8 (или 10?) лет за антисоветскую деятельность - якобы за фразу о том что импортные самолеты лучше наших. Если так оно и было, то возможно он вспомнил опыт общения с "Электрой", действительно выдающимся самолетом своего времени.

7. Sir George Hubert Wilkins с женой - австралийской актрисой Suzanne Bennett.


8. Henry "Dick" Merrill. Фото 20х г0дов.


9. Махоткин Василий Михайлович


10. Канадско-советский и советский этапы жизни s/n 1065

Tags: , , ,

13 comments or Leave a comment
Comments
jr0 From: jr0 Date: November 9th, 2017 08:34 pm (UTC) (Link)
"Может так оно и было"? Проще: так оно и есть.
avianikitoss From: avianikitoss Date: November 10th, 2017 04:27 am (UTC) (Link)
Так URSS - это по-французски, а USSR - по-английски. Только и всего)))))))))))
p_d_m From: p_d_m Date: November 10th, 2017 10:05 am (UTC) (Link)
Ну так "Каталину" не французы расписывали, а надпись там URSS.

Вика вон что пишет:
Within the Soviet Union itself, "URSS" was the preferred Latin-script abbreviation for the country until World War II, when it was replaced with "USSR".
avianikitoss From: avianikitoss Date: November 10th, 2017 10:35 am (UTC) (Link)
Все проще гораздо)))) До ВМВ популярным международным языком был французский, после стал английский)))) Вот так и URSS сменилась на USSR
kot_or_osl From: kot_or_osl Date: November 10th, 2017 05:31 am (UTC) (Link)
Спасибо! Много всякого было в стране, полностью лежащей в Северном полушарии.
p_d_m From: p_d_m Date: November 10th, 2017 10:07 am (UTC) (Link)
Ну да. Не поспоришь! :)
kaschey_lp From: kaschey_lp Date: November 13th, 2017 11:36 pm (UTC) (Link)
Красивый самолёт и интересная история. Помнится, и наши "Электру" скопировать пытались - находил в талмуде у Шаврова очень похожий самолёт.
p_d_m From: p_d_m Date: November 14th, 2017 01:14 pm (UTC) (Link)
Хм...Что-то не припомню такой истории. Но я Шаврова уже давно не листал.
fvl1_01 From: fvl1_01 Date: December 2nd, 2017 10:27 pm (UTC) (Link)
собственно Электру у нас не копировали - а вот повторение "Бэби Электры" таки было - Рафаэлянц РАФ-11

Правда это очень по мотивам - в размерности американского самолета - но деревянный и с другим оперением
kaschey_lp From: kaschey_lp Date: December 3rd, 2017 12:56 am (UTC) (Link)
Во, он самый. Чисто визуально помнил, что у Шаврова видел, а лезть смотреть поленился.
fvl1_01 From: fvl1_01 Date: December 3rd, 2017 07:59 am (UTC) (Link)
моторы МГ-31 перестали делать у нас, вот и не взлетело. А так ероплан был удачный, из построеных двух один летал в войну на перевозках весьма успешно
Арчил Мгеладзе From: Арчил Мгеладзе Date: November 16th, 2017 09:14 am (UTC) (Link)
Добрый день, поправьте тег, у вас австралия с австрией спутаны
p_d_m From: p_d_m Date: November 16th, 2017 09:23 am (UTC) (Link)
ок, спасибо
13 comments or Leave a comment