p_d_m (p_d_m) wrote,
p_d_m
p_d_m

Categories:

YF-17 и F/A-18.



Свою историю YF-17 ведет от удачного легкого истребителя F-5E. Совершенствуя F-5 инженеры фирмы Northrop через несколько итераций пришли к весьма симпатичному проекту P-530. В 1971 ВВС США была объявлена программа LWF (Light Weight Fighter), под эти требования P-530 был доработан до P-600. Этот проект от Нортроп и проект от General Dynamics были выбраны для следующего этапа выбора победителя конкурса,выделены средства на постройку двух прототипов от каждой фирмы. Собственно так появились YF-16 и YF-17. Первый полет "семнадцатый" совершил 9го июня 1974 года, второй экземпляр - 21 августа того же года. Победителем LWF стал как известно General Dynamics F-16 Fighting Falcon (это случилось в январе 75го), но "дело Нортропа было не забыто"!

1.


2. P-530


В 1973 году началась программа Naval Fighter-Attack, Experimental (VFAX) - палубного истребителя и ударного самолета. А в августе 1974 конгресс США дали ценное указание - в этой программе должны быть использованы наработки по LWF. В мае 75го ВМС заявили что им нравится больше YF-17 чем YF-16. Что в принципе естественно. Палубный вариант получил фирменный индекс P-630 (у McDonnell Douglas - model 267). Поскольку у Northrop не было опыта в проектировании и постройке палубников фирма McDonnell Douglas (F-4 Phantom ее рук дело) стала компаньоном Нортропа. MDD поставляла палубный Hornet , Northrop - наземный, экспортный вариант F-18L. Производство делилось пополам - одна контора клепала фюзеляж и вертикальное оперение (Нортроп), другая - все остальное (МДД). Палубный F-18 кстати планировалось выпускать в четырех вариантах: ударная модификация - A-18, истребительная - F-18, учебная - TF-18, разведывательный RF-18. Первый полет первого F-18го - 18 ноября 1978 года.
Однако MDD кинула своего партнера, начала заключать контракты от своего имени на поставку "сухопутных" самолетов за границу. После судебных тяжб все права на производство и поставку самолета по соглашению ушли к MDD. Такие дела! (с)

Теперь о "щелях". Смысл их применения хорошо виден из патента Northrop'а - "увод" потока, протекающего между фюзеляжем и воздухозаборником. Плюс при больших углах атаки сохранялась эффективность вертикального оперения, ибо поток шел на кили. Вроде так :)
3. Патент



Щели на первых F/A-18. 1978 год.
4.


5.


Реклама от 1981 года. Нортроповский F-18L (F/A-18L) кстати продолжали обзывать Коброй (Cobra), неофициальное название перешло от YF-17. В отличие от МакДоннел-Дугласовского F/A-18, которому было присвоено уже официально имя Hornet.

6.


7.


1978 год. ТТХ F/A-18 и F-18L.


Как видно F/A-18L был значительно легче. "Элька" была лишена всех причиндал палубного самолета - мощного посадочного крюка, складывающихся крыльев, усиленного шасси и т.д. Еще не было клыков на передней кромке крыла и стабилизатора и изменено число узлов подвески вооружения.
71% элементов конструкции Кобры были общими с Хорнетом, по радиоэлектронике - 90%.
А еще из картинки видно, что Нортроп предлагал крыло с большими по площади "щелями". На серийных F/A-18 (первый был выпущен 12 апреля 1980го года) "щели" превратились в скромную "дырку" с площадью в 20% от прежней. Сделано это было для снижения сопротивления и снижения нагрузки от вихрей, возникающих при больших углах атаки, на вертикальное оперение. Вроде так. См.[1]

Экспортный потенциал F/A-18 был очень высок. Практически сразу после появления проекта им заинтересовалась Австралия. К 1983му лицензию на производство приобрели еще и Канада с Испанией. "Восемнадцатый" повторил судьбу своего предка - F-5, только уже под флагом MDD. А Нортроп в начале 80х кроме развлечений с F-18L еще выпустила и "экспортноориентированный" F-20 Tigershark. Тоже интересная история.
Tags: Авиация, США
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments