?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Проволочный авианосец - А где-то идут космические войны
p_d_m
p_d_m
Проволочный авианосец
[Гексодром] [Гибкая палуба. Часть 1]



Сидя как то на пикнике на побережье Джорджии в воскресенье 1942 года лейтенант Береговой артиллерии ВМС США James H. Brodie увидел как немецкая подводная лодка топит транспортное судно. Это событие привело лейтенанта к мысли что транспортные суда требуется защитить самолетом, который будет обнаруживать вражеские подводные лодки, а взлетать и садится этот самолет будет с помощью его изобретения - "системы Броди", проволочного аэродрома. На судне устанавливались 15 метровые мачты, между которыми натягивался трос. С помощью крюка установленного над фюзеляжем легкий самолет цеплялся к тележке, крепившейся к главному тросу установки, двигатель самолета набирал обороты, скользил по тросу и в конце концов улетал прочь расцепившись с транспортником. При посадке крюк самолета цеплялся на трапецию-аэрофинишер, опять же скользившую по тросу до остановки. Проработанную до мелких деталей идею Броди перенес на бумагу и отослал в Бюро Изобретений и в ВМС США. И там и там он получил отказ, спасло его случайное знакомство с лейтенант-коммандером George E. Taylor, занимающимся вопросами взаимодействия Армии США и ВМС. Он заинтересовался идеей и сумел ее пробить, так что в конце концов в апреле 1943го Броди переводят из артиллерии в ВВС, определяют на аэродром в Новом Орлеане, дают ему 10000 долларов и легкий самолетик Taylorcraft L-2. Там Броди строит систему мачт и тросов (главный взлетно-посадочный трос имел длину 150 метров), и с помощью армейского пилота лейтенанта C C Wheeler в конце августа осуществляет первый взлет с троса, а 3го сентября и первую посадку. Дальнейшие работы проходили с участием пилота-сержанта Raymond Gregory и более тяжелого самолета Stinson L-5.

Испытания проходит настолько успешно, что в конце 1943 для дальнейших работ Броди выделяют сухогруз "City of Dalhart". В декабре "City of Dalhart" выходит в Мексиканский залив с важной комиссией из представителей различных ведомств. На ее глазах L-5 успешно выполняет все трюки, но комиссия относится к системе Броди скептически, за исключением генерала Bill Donovan из OSS (Office of Strategic Services). Доновану нужна наземная система для использования в джунглях Бирмы и Китая, ведь такая конструкция при весе в 3100 килограммов легко перевозится транспортным самолетом или двумя 2,5тонными грузовиками, монтируется за 12 часов и гораздо менее заметна чем вырубленная в джунглях ВВП, в общем замечательно подходит для задач будущего ЦРУ в данных условиях.

1. LST-776


Несмотря на скепсис ВМС все же переоборудовали под систему Броди один десантный корабль - LST-776 и заказали 25 наземных систем (из которых до окончания войны были поставлены только 8). LST-776 успел повоевать - после тестирования в Новом Орлеане его переводят в Сан-Диего а потом включают в состав группы направляющейся к Иводзиме и Окинаве. Авиагруппа включает четыре "Пайпера", однако по пути один из них был потерян - смыт с палубы. 26 марта 1945 запущенный с LST-776 Piper L-4 (или Piper OY-1, на корабле возможно были и армейские и флотские "Пайперы") обнаружил на островах Керама 50-60 пещер из которых шли рельсы в воду. Оказалось что в этих пещерах обосновались камикадзе с быстроходными взрывающимися катерами. Подтвердив свою пригодность и нужность после операции по захвату островов Иводзима и Окинава 776ой отправился на Филиппины для подготовки к следующей большой операции. Было еще заказано четыре LST с системой Броди (LST-325 был в их числе) но они уже не понадобились - случились Хиросима и Нагасаки.

На LST-776 система Броди представляла собой два крана-балки высотой около 9 метров, выступающих за борт на 15 метров. Передняя балка устанавливалась параллельно горизонту, задняя могла задираться вверх (при посадке?), между ними был натянут трос длиной около 90 метров. Благодаря усилиям Броди его система обладала различными приспособлениями, обеспечивающими безопасное её использование: при посадке торможение лебедки при приближении самолета к оконечной мачте, при взлете - возможное аварийное отцепление самолета и т.д. Самой большой проблемой была посадка - попасть крюком в раскачивающуюся от колебаний судна и от ветра трапецию размером 0,9 на 1,2 метра при риске что балка вдарит по самолету было непросто. Однако за все время испытаний и эксплуатации никаких аварий с самолетами и пилотами не случилось.
После войны попытки пристроить систему "на гражданке" не удались - вертолет во многом обесценил это изобретение.

В настоящее время с крюком Броди сохранился один Piper L-4 и один Stinson L-5. Еще недавно автор одного из самых безумных американских проектов времен Второй Мировой Джеймс Броди был жив.

2. Рисунок из патента. Наземная система.


3. Один (как минимум) из комплектов попал в руки англичан и испытывался в апреле 1945 года в Индии.


4. LST-776


5.


6. LST-325


7. Рисунок из патента.


8. После войны Броди видимо продолжал работы над своей системой. Вообще он считал что она годится для запуска-приема самолетов весом до 3100кг.


9.


10. L-4


11. L-5


12.


Источники:
Klassiker der Luftfahrt 2004-03
http://www.militaryhistoryonline.com/wwii/articles/secretweapon.aspx
http://www.aerofiles.com/brodie-rig.html
http://www.lstmemorial.org/archive/pr0804.htm
http://www.rexresearch.com/brodie/brodie.htm#24880
http://axis-and-allies-paintworks.com/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?428

Tags: , ,

14 comments or Leave a comment
Comments
francis_maks From: francis_maks Date: October 27th, 2013 07:21 pm (UTC) (Link)
(из которых до войны были поставлены только 8) - может быть до конца войны?
p_d_m From: p_d_m Date: October 27th, 2013 07:26 pm (UTC) (Link)
Конечно. Сейчас исправлю.
sandrermakoff From: sandrermakoff Date: October 27th, 2013 07:24 pm (UTC) (Link)
Напомнило англицкий Skyhook для Харриеров.
p_d_m From: p_d_m Date: October 27th, 2013 07:27 pm (UTC) (Link)
Угу. И американские авианесущие дирижабли.
yosikava From: yosikava Date: October 27th, 2013 07:27 pm (UTC) (Link)

Круто!
Такую бы систему, да на дирижабль...
p_d_m From: p_d_m Date: October 27th, 2013 07:35 pm (UTC) (Link)
Дык на дирижабль и так легко прицепиться, никаких тросов и выносных мачт не надо.
bambi_simbam From: bambi_simbam Date: October 27th, 2013 07:43 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
p_d_m From: p_d_m Date: October 27th, 2013 08:15 pm (UTC) (Link)
Пожалуйста! :)
beholder1777 From: beholder1777 Date: November 1st, 2013 11:41 am (UTC) (Link)
Может, про "Ледяной авианосец" напишете?
p_d_m From: p_d_m Date: November 1st, 2013 05:07 pm (UTC) (Link)
Если попадется интересный материал по нему - то отчего бы и нет?
beholder1777 From: beholder1777 Date: November 3rd, 2013 05:23 am (UTC) (Link)
Художников он вдохновлял на нечто совсем уж невообразимое:

beholder1777 From: beholder1777 Date: November 1st, 2013 11:41 am (UTC) (Link)
> Сидя как то на пикнике на побережье Джорджии в воскресенье 1942 года лейтенант Береговой артиллерии ВМС США James H. Brodie увидел как немецкая подводная лодка топит транспортное судно.
Это што, Пикуль, получается не врал?

Богатые дельцы из окон своих отелей теперь наблюдали факелами сгорающие танкеры.
Женщины в купальных костюмах, лежа под зонтами, лениво посматривали вдаль, где подлодки топили транспорта.
На золотые пески Майами океан стал выбрасывать трупы – обезображенные мазутом, изъеденные соляром…
p_d_m From: p_d_m Date: November 1st, 2013 05:11 pm (UTC) (Link)
В начале 42 у американцев были проблемы с немецкими подлодками у побережья.
beholder1777 From: beholder1777 Date: November 3rd, 2013 05:23 am (UTC) (Link)
Ну да, и Пикуль красочно, надо отдать ему должное, это описал
14 comments or Leave a comment